lavrinenkoe (lavrinenkoe) wrote,
lavrinenkoe
lavrinenkoe

Об исчерпанности



Вчера разговорился с товарищем о рок-музыке. Общее заключение разговора — исчерпанность рок-музыки и отсутствие в ней всякой новизны. За последние 15-20 лет ничего принципиально нового в мировой рок-музыке так и не появилось. И я и он новые записи как старых, так и новых групп, можем описать как «всё это мы давно уже слышали».

Некоторые команды уходят в техничность и даже технологичность (как, например, у Dream Theater), наращивая её до уже совершенно невообразимых величин, но в этой технологичности уже нет никакой музыки. Это бесконечная демонстрация собственных технических возможностей или композиционная сложность и даже механистичность, за которой уже совершенно не чувствуется никакой души.

Я предполагаю, что именно за сложностью и техничностью исполнения авторы пытаются скрыть то, что им, по сути, нечего сказать миру. Технические же возможности выросли до такого уровня, что практически любой человек может записать «качественный» трек — то есть он получил возможности, которые ещё недавно были доступны только профессионалам. Я не пытаюсь дать оценку тому, хорошо это или нет, просто констатирую факт.

Количество музыкальной (как и другой) информации, с развитием компьютеров существенно выросло и должно бы, когда-то, по идее перейти в новое качество, но я пока не замечаю ничего, чтобы этот процесс хоть как-то отдалённо напоминало.

Современная рок-музыка всё больше вызывает ассоциации с Игрой в романе Г.Гессе «Игра в бисер» — создание рок-музыки больше походит на процесс постоянного переставления с места на место одних и тех же музыкальных фраз и их небольшие вариации.

Рок-музыка начиналась как музыка протеста и почти до конца была подмята под себя катком медиа индустрии. В мире массового производства однотипной продукции, новая, способная восхищать музыка, становится теперь большой редкостью.

Ощущение перекликается с постом nihga: Отчаянная тяга к подлинности (о предстоящем сентябрьском концерте Д.Гилмора)
1377189553_ofity

ЛОНДОН, 6 марта. /Корр. ТАСС Григорий Зименков/. Все билеты на три концерта гитариста британской рок-группы "Пинк Флойд" (Pink Floyd) Дэвида Гилмора, которые пройдут в сентябре в лондонском Королевском Альберт-холле, были распроданы сегодня менее чем за час. И буквально за считанные минуты - на два дополнительных концерта, намеченных на 2 и 3 октября.
Билеты, цена которых составляла от 68 до 115 фунтов ($103-175), продавались не более четырех штук одному человеку. В частности, приобрести заветный пропуск на концерт можно было черезофициальный сайт Альберт-холла, отстояв виртуальную очередь. Корр. ТАСС в ней был присвоен номер 3654, однако, несмотря на продолжительное ожидание, купить билет на выступление Гилмора, которому сегодня исполнилось 69 лет, так и не удалось. Спустя некоторое время на различных интернет-ресурсах началась перепродажа квитков, однако уже по удвоенной стоимости.


Данная новость показывает, что кроме того, что на этих билетах пытаются нажиться различные спекулянты, также и то, что на данные концерты есть наиогромнеший спрос. Далее я попробую ответить на главный вопрос - почему это так?

На самом деле ответ этот отчасти прост, а отчасти сложен. Прост потому что ответ - неимоверная тяга к подлинности в современном постмодернистском мире со стёртыми гранями между добром и злом, а сложен потому что ответ этот складывается из нескольких факторов, основные из которых я привожу ниже.

Во-первых, основатели "Пинк Флойд" - люди другой эпохи, практически - динозавры. Люди с ярко выраженными ценностями, а потому с хорошим эстетическим вкусом. Они воспитывались ещё не в стирающем все грани постмодерне и их музыка - это ещё Музыка с большой буквы, а не безликое современное "музло" несущееся изо всех динамиков и наушников дизориентированной современной молодёжи, вот уже лет 20, и не оставляющее, за крайне редким исключением (практически еденичные случаи...), ничего ни в сердце, ни в уме. И посему они ("Пинк Флойд") всегда, несмотря на преклонный возраст, будут смотреться и звучать выигрышнее.

Во-вторых, "Пинк Флойд" группа времён т.н. "британского вторжения" в США, начала 70-х годов славного прошлого ХХ века, когда более техничные и глубокие коллективы туманного Альбиона крепко потеснили позиции коллективов для США местных. Позволил им это тогда сделать, кроме уже вышеописанного эстетического вкуса, точный баланс достаточно сложной формы исполнения их композиций (психоделический прогрессивный рок) и содержания (вечные вопросы, социальная сатира, политика). Чего, опять же и по тем же причинам, нынче днём с огнём не сыскать.

И, наконец, в-третьих, Уотерс, Мэйсон и Гилмор писали далеко не самую простую музыку и совсем не самые примитивные тексты для тогдашних своих сверстников. А тогдашние их сверстники - это поколение хиппи. Люди которые много знали и занимались поиском истины и красоты, а не теперешние бездумные потребители (в которых часть сверстников "Пик Флойд" потом, к сожалению, выродилась). И если бы "Пинк Флойд" в своё время не стали бы для них откровением, не пытались своими композициями как-то ответить на вызов тогдашнего времени, сегодня они были бы просто никому не нужны или же развалились бы, как многие паралелльные им коллективы. Но этого, как мы теперь знаем, не случилось и группа состоялась.

Исходя из всего вышесказанного я опять-таки повторю диагноз современного западного общества - кризис смыслов и исчерпанность всего (в первую очередь т.н. ценностей Модерна), который ясно показывает данная новость. Кризис настолько глубокий и безнадёжный, что люди в отчаянной духовной и смысловой жажде пытаются утолить её даже из давно пересохщего родника (и время "Пинк Флойд" с Гилмором безвозвратно ушло, и язык - устарел, да и не мальчики они уже, потому не могут всё время выдавать откровения). Ну и плюс, как это у них там (да и у нас теперь тоже) так всегда, кто-то пытается на этой жажде нажиться. Получается замкнутый круг: люди ищут чего-то духовного, а тот кто на этом навариться, эту духовность просто уничтожает. Змея кусает сама себя за хвост...

Tags: гессе, исчерпанность, рок-музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments