lavrinenkoe (lavrinenkoe) wrote,
lavrinenkoe
lavrinenkoe

Канонизация советских героев?



Недавно удивлению моему не было предела — мне пришлось активно поддержать позицию одного православного батюшки, назвавшего одного «православного активиста» фашистом. Батюшка называет себя «простым сельским священником», хотя пишет статьи и имеет непосредственное отношение к «Изборскому клубу». Православный активист заслуживает именоваться фашистом, поскольку поддерживает практически весь спектр коллаборационистов, воевавших на стороне Гитлера — от Краснова до дроздовцев и власовцев.

Почему я был так удивлён? Потому, что и с этим батюшкой и православным активистом мне приходится часто вступать в жёсткую полемику, поскольку и батюшка, и православный активист твёрдо стоят на антикоммунистических позициях. А камнем преткновения стала тема возможной канонизации Зои Космодемьянской. Православный активист считает Зою недостойной канонизации и упрекает батюшку в следовании конъюнктуре. Батюшка в ответ называет активиста «фашистом».

В чём же эта конъюнктура и почему для канонизации была выбрана именно Зоя, ведь у нас много героев, отдавших жизни «за други своя»?

Заглянул в википедию и обнаружил, что:

«...Зоя Анатольевна Космодемьянская родилась 13 сентября (по другим данным — 8 сентября[4]) 1923 года в селе Осино-Гай (село в различных источниках именуется также как Осинов Гай или Осиновые Гаи, что означает «осиновая роща»[5]) ныне Гавриловского района Тамбовской области, в семье учителей Анатолия Петровича и Любови Тимофеевны (в девичестве Чуриковой) Космодемьянских. Анатолий был выходцем из духовного сословия и его фамилия (на языке богослужения она писалась как «Козьмодемьянский») происходит, как большинство священнических фамилий, от названия церкви (свв. Космы и Дамиана), где служил их предок. Анатолий учился в духовной семинарии, но не окончил её. У Зои был младший брат Александр, будущий Герой Советского Союза, который погиб на фронте в апреле 1945 года. [6] Дед Зои, Пётр Иоаннович Козьмодемьянский[7] был священником Знаменской церкви села Осино-Гай. По воспоминаниям старожилов, в ночь на 27 августа 1918 года он был схвачен большевиками и после жестоких истязаний утоплен в Сосулинском пруду. Труп его был обнаружен лишь весной 1919 года и был похоронен рядом с церковью, которая была закрыта коммунистами, несмотря на жалобы верующих и их письма во ВЦИК в 1927 году[8][9][10]...»

И сразу стало всё понятно. И позиция активиста, и позиция батюшки.

Стало ясно, что активист — радикал, вообще не способный к диалогу. Для него любой причастный к красному пантеону — исчадие ада, будь он даже герой, павший защищая других. Позиция батюшки, судя по моим наблюдениям, всегда однозначна — как говорили в советские времена — «колебался вместе с линией партии». То есть, вероятно, внутри РПЦ уже есть определённая установка на канонизацию некоторых героев Великой Отечественной. Причём, естественно, не всех, а тех, что на слуху и тех, кто с большой долей вероятности был верующим. Именно такой и является фигура Зои Космодемьянской.

Шаг канонизации советских героев был бы правильным шагом в сторону гражданского единения, если бы не одно обстоятельство, которое меня беспокоит. Связано оно с тем, что если раньше антисоветчиками всё советское объявлялось порочным, то теперь советское пытаются подменить чем-то другим — например «русским» или «православным». То есть, антисоветчики стали действовать тоньше, не так топорно, как раньше.

Ярким примером такого шельмования является выход фильма Шальопы «28 Панфиловцев», который обещал снять фильм о «героическом подвиге советских бойцов», а в итоге мы получили фильм от монархиста, в котором ни разу не прозвучало словосочетание «советский солдат», «советский народ», «Советский Союз».

В этом же ряду стоят похождения Поклонской с иконой Николая II на акции «Бессмертный полк» и её заявления, что её выход связан с тем, что «страстотерпец с небес помогал русскому воинству». То есть, получается, не советский народ победил фашистов, а «православный царь» помог «русским» с небес.

Теперь хотят сказать, что часть советских героев — вовсе не советские, а какие-то другие? Что нет никаких советских людей и никогда не было, а были русские и православные? Но подвиг-то был всего Советского Народа, а не только русского. И, вероятно, если уж «страстотерпец» помогал с небес, то только верующим христианам? А как же мусульмыне, иудеи и буддисты?

Может я излишне переживаю по-поводу этих фактов? Может и нет этой тенденции на подмену? Может, это именно шаги к примирению «белых» и «красных»? Проханова, высказавшего мысль по-поводу канонизации Сталина «сельский батюшка» очень ругал, а за Зою вступился. Разубедите меня пожалуйста.

Может я нагнетаю и стоило поставить эту картинку к посту?


___________________________________________________
Здесь опрос, относительно того, нужно ли считать Зою Космодемьянскую святой http://kolybanov.livejournal.com/15846998.html

Tags: канонизация, советские герои
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments