lavrinenkoe (lavrinenkoe) wrote,
lavrinenkoe
lavrinenkoe

Об иерархии



Недавно читая о Бахтине, наткнулся на утверждение о том, что он боролся с любой иерархичностью. Так, например, Бахтин пишет: «В средневековой картине мира верх и низ имеют абсолютное значение, как в пространственном, так и в ценностном смысле».


Бахтин симпатизирует роману Рабле, где «идея совершенствования человека полностью отрешена ... от вертикали восхождения». Рабле воспринимается им как борец «за новую картину мира и разрушение средневековой иерархии».

Если обобщить высказывания Бахтина, то становится ясно, что он предлагает заменить вертикали «высших смыслов» низовой «реальностью жизни». Бахтин предлагает бороться не с какой-то конкретной иерархией, а с иерархией вообще, и это вызвало у меня несколько вопросов:

1. Всегда ли и везде ли власть иерархична? Означает ли отказ от иерархичности хаотизацией и ситуацией безвластия?
2. Всегда ли иерархия и вертикаль являются средством подавления и, соответственно, ограничения творческих способностей человека?
3. Всегда ли отказ от иерархии предполагает хаос и отсутствие рамок? Возможна ли структуризация общества без иерархии?
4. Не является ли ложным противопоставление иерархии как власти «высших смыслов» — «верха» и «реальности жизни» как власти «низа»? Возможен ли отказ от иерархичности при сохранении власти «верха»?



И вот такие у меня получились ответы:
1. Власть по сути своей иерархична. Иерархия подразумевает вертикаль, подчинение, подавление, задание рамок и всяческие ограничения. Такова любая социальная иерархия — иерархия государства, церкви или корпорации.
2. В случае, когда авторитет и власть строятся на делах, а не былых заслугах или любого рода кумовстве, иерархия, не является чем-то подавляющим человека, поскольку авторитет, выстроенный на сочетании ума и энергии является настоящим. Соответственно, принцип меритократии1 (если не можешь, уступи тому, кто может) — правильный принцип, а иерархия, выстраиваемая на его основе, — тоже правильная.
3. Структуризация общества без строгой иерархии, в принципе, возможна. Если люди делают одно большое дело, и кто-то разбирается в каком-то вопросе лучше, тот автоматически становится ответственным за тот участок, в котором он является профессионалом. Поскольку задач много, а люди могут участвовать в любой, то одновременно в одном деле ты руководишь, а в другом выполняешь то, что говорит тебе делать твой товарищ, который разбирается в вопросе лучше, чем ты. Такая «не вполне иерархичная» структура вполне работоспособна. См. рисунок с централизованной, децентрализованной и распределённой сетью.

При той структуре, которую я описываю, каждый узел распределённой сети (руководитель направления) имеет ещё массу других поперечных связей (где он является рядовым работником) к другим таким же узлам.

4. Возможен.




1. Под меритократией понимается принцип, по которому люди, способные выполнять дело хорошо, избираются из сообщества в соответствии со своими способностями (умом и энергией). Способность определяется исключительно тем, насколько успешно человек способен справляться с делом, а не на основании родственных связей, богатства, веса в обществе или способностей, проявленных в других областях. Наградой за выполненную работу при таком принципе, может является только больший объём работы.

Сегодняшняя модель общественного устройства на Западе явно имеет недостатки с вертикальной мобильностью:



Tags: Бахтин, иерархия, свобода
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments